пятница, 29 января 2010 г.

Переборка амортера fox float r или fox float homemade service

Началось все с того, что мой аморт стал издавать страшные звуки. Так как в Киеве на этот момент существовало два механика, которые умеют их перебирать, и один из них меня послал, а уровень знаний второго неизвестен, я решил побороздить интернет на предмет того, как их перебирать в домашних условиях. Нашел решение проблемы на веломании. Зарегился, начал изучать проблему. Спецы подсказали, скорее всего азот из компенсационной камеры попал в масло, масло вспенилось из-за кавитации, как следствие, расширилось в объеме, и перестало работать.


Решил, раз был аматорский, и как показывает практика, вполне достойный, мануал, сделать все самому. Итак,


1. Состав амортизатора


Имеем в качестве пациента амортизатор fox float r 2007 года 200х50 или же 7.875х2.0". На картинке ниже EVV расписал строение аморта на примере float rp23:



Разделительный поршень, он же IFP, опять же сделан из пластика. А тот самый хитрый клапан для закачки азота вообще держится на резинке с контргайкой.


2. Сбор данных


Основным источником данных была веломания, в частности, ветка про переборку такого же аморта. Опыт в переборке вилки уже есть, реши попробовать перебрать и аморт, раз есть нужная информация, хотя и официальная. Затем, изучив конструкцию аморта, столкнулся с некоторыми проблемами, а именно:


а) в компенсационной камере (далее-компкамере) закачан азот, у меня возможности закачать его нету, принял решение, по советам веломании, качать воздух, в котором около 80% того самого азота.


б) неизвестны давление в компкамере, объем масла и его вязкость. По аналогии с вилкой было логично заливать туда тоже вилочное масло. Помог некий Corvette с форума mtbr.com. Он дал ссылку на секретные фоксовские документы, в которых прописано, как выставлять положение IFP, какое давление в компкамеру качать и какое масло лить.


в)также необходимо было изготовить хитромудрый инструмент для закачки компкамеры, который и купить то нигде нельзя, и даже посмотреть, как он выглядит не удалось. Опять выручил опыт товарищей с веломании. Но об этом в следующем разделе.


3. Список необходимых инструментов и запчастей


Для переборки амортизатора нужно:


а)разводной ключ


б)хитромудрый инструмент для закачки компкамеры



О нем расскажу подробнее. Я отрезал кусок престы с резиной, также взял обычную иголку с пластиковым концом, отрезал тот самый пластик так, чтобы по диаметру со скрипом влазила в ниппель, вставил в ниппель, залил все клеем моментом, сверху приклеил латку для камер, на ночь в теплое место и все готово. Конструкция проста, не спускает, держит 300 psi.


в)просверленный шестигранник на 4мм



Сверлить можно самому, я закреплял шестигранник в полу саморезами и сверлил сверлом на 2,5мм, что довольно много, можно брать 1,5. Да, немаловажно, сверлить надо именно черный шестигранник, он мягкий, белые не сверлятся совсем.


г)насос высокого давления с манометром


д)мелкий шестигранник на 2мм


e)вилочное масло вязкостьюю 10W и шприц для измерения его объема



ж)емкость для сливания масла, оно все равно будет течь, как ни крути


з)рулон туалетной бумаги, газеты на пол


и)спирт или жидкость для обезжиривания


к)немного смазки


4. Разборка


Разборка хорошо описана на сайте веломании и у crazycyrix'a, поэтому тут еще раз распиcывать не буду. Скажу лишь, что это самое простое при переборке аморта. Интересно, что при откручивании пробки для стравливания воздуха или азота из масляной камеры масло у меня пошло пеной, что и доказывает то, что в него попал азот. Масло было красного цвета, довольно чистое после сезона катания:



Осмотр деталей аморта показал, что они целы, видимых повреждений нет:




На этом рисунке видно, перетекает масло, а также виден тупой порт для закачки азота.


Также покажу секретные мануалы для моего аморта.




Тут же видны данные IFP, которые мне нужны были для дальнейшей работы.


5. Установка табличных параметров


Итак, имеем. IFP 57,15mm от верха корпуса демпфера, объем масла нужно рассчитать так, чтобы при полном погружении штока демпфера масло было до краев. Давление в компкамере должно быть 300psi, а основную камеру уже накачивать под себя. Я лично качаю 155psi или чуть больше 10 атм.


5. Сборка амортизатора


Перед сборкой нужно еще раз проверить все ли есть необходимые детали, запастись кучей туалетной бумаги, настелить на пол газет слоя в 4-6, подставить емкость, над которой будет потом собираться аморт, сложить рядом все ключи, также не помешает спирт или любая жидкость для обезжиривания. Также важно соблюсти порядок сборки, ибо любая забытая мелочь влечет за собой рестарт процесса. Итак, читаем внимательно, это ключевой момент.


а)выставляем IFP по таблице. EVV рекомендует изначально его утопить на 5мм глубже, чтобы исключить стука демпфером по IFP. Лично я его не утапливал, и стука нет.


б)заливаем вилочное масло в полученный объем, оставляя примерно 5мм до края.


в)смазываем резьбу на корпусе демпфера, аккуратно, медленно, без резких движений утапливаем шток демпфера в корпусе демпфера, притом, что пробка для стравливания воздуха должна быть открыта на полоборота-оборот. Шестигранник на 2мм помогает это регулировать. закручиваем корпус демпфера с помощью разводного ключа. Последний виток будет тяжелее, потому как там то ли резина, то ли корпус сужается, в общем это сделано для улучшения фиксации той самой резьбы.


г)тут начинается самое интересное. Как я уже писал, компкамера держится на резинке с контргайкой, а качается это все с помощью полого шестигранника на 4 и хитромудрого инструмента с иглой. Чуток откручиваешь контргайку, протыкаешь иглой резинку, затягиваешь шестигранником резинку с иголкой, чтобы не травило, и качаешь. Сначала накачиваешь до тех пор, пока из порта для удаления воздуха не будет идти масло, аморт естественно нужно расположить так, чтобы этот порт был выше, чем камера с маслом. А уже затем затягиваешь пробку, и накачиваешь до нужного давления, вытаскиваешь иголку, дотягиваешь контргайку. Так вот, после пары тестовых проб оригинальная резинка расколупалась и начала травить моментом. Пришлось искать подходящую резину и делать самому. Выручил старый кроссовок adidas, у него на подошве была как раз такая резина. Далее вырезал идентичную пробку, заменил ей оригинальную, и начал качать. Накачать ровно 300psi нереально, потому как вся эта конструкция довольно негерметична, и к тому же насос также стравливал при таком давлении в области крепления шланги к корпусу насоса. Так что накачать мне удалось примерно 250psi. Если с первого раза не получится накачать компкамеру по каким-либо причинам, это не проблема, масло не сливается, IFP не дает. Можно качать до тех пор, пока не получится. Я с новой резинкой накачал со второй попытки, со старой провозился раз 5-6. Закачал, затянул, проверил в воде - не травит.


д)смазываешь резинки в воздушном корпусе аморта, а также его резьбу, надеваешь на демпфер, вливаешь внутрь 2мл вилочного масла для смазки, надеваешь колечко для сверки сэга, и затем надо закрутить все это в целый аморт. Но руками или своим весом это сделать тяжело, поэтому нужно установить его в раму, немного сжать до тех пор, пока не состыкуешь корпус аморта и аморт для закручивания. Закручивать нужно исключительно руками, если же руки будут скользить (а она будут, потому что все в масле), я брал кусок камеры, прикладывал к корпусу аморта и закручивал. Повторюсь, закручивать нужно только силой рук, а то можно легко сорвать резьбу. Накачиваешь основную камеру и можно проверять работу аморта.


6. Тестирование


Тестирование моего аморта после переборки показало, что он стал жестче, почему я еще не выяснил, отскок стал работать в более широком диапазоне, т.е. на самом быстром отскоке он скачет с той же скоростью, что и сжимался, при закрытом отскоке практически не возвращается, кликов уменьшилось на 1 (из-за изменения объемов или давления компкамеры), судя по звукам немного воздуха в масле таки осталось, думаю, это не критично. Остальное тестирование будет по наличию теплой погоды.


7. Выводы


Переборка аморта оказалась куда сложнее, чем переборка вилки, в частности из-за того, что нет нормального порта для накачки компкамеры. Хочу сделать нормальный клапан для накачки компкамеры из автониппеля. Схожу к токарю, пусть поможет. Бо резинка уж очень недолговечно. Даже маниту делает там нормальный ниппель.



Также хочу поэкспериментировать с давлением в компкамере и объемом масла. Вязкость масла пока менять не буду, хотя некоторые вливают 7W.


8. Благодарности


а)певро-наперво стоит поблагодарить первопроходца в области домашней переборки амортов fox товарища EVV. Без твоего опыта я бы не решился. СПАСИБО!!


б)всех товарищей с веломании, которые принимали участие в обсуждении проблем по переборке амортов fox


в)товарища Corvette с форума mtbr, который предоставил секретные материалы от fox и помог с регистрацией на extremebits.org


 


г)магазину motopsihoz за наличие вилочного масла


д)брату за просверленный палец при попытке просверлить шестигранник


е)всем скептикам, в частности, с родного форума mtb.dn.ua, которые в меня не верили, без вашего скептицизма я бы не решился делать переборку сам


PS пост будет пополняться по мере изменения настроек амортера или появления новых данных


PPS fox по обслуживанию более сложен, ура товарищам из RockShox!


По требованиям желающий выкладываю ссылку на секретные документы фокса. Тут инфа по вилкам и амортам почти всех годов. /file/

Комментариев нет:

Отправить комментарий